Воскресенье, 24.11.2024, 03:57

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2018 » Ноябрь » 26 » Сбербанк может стать крупным акционером «Яндекса»
00:41
Сбербанк может стать крупным акционером «Яндекса»

Сбербанк хочет стать крупным акционером «Яндекса» и ведет об этом переговоры с основателем и основным владельцем компании Аркадием Воложем, рассказал «Ведомостям» знакомый топ-менеджеров банка. Схему возможной сделки он не знает, предложения на бумаге не сделано, уточняет он. По его данным, есть разные варианты – от получения госбанком фактического контроля над компанией (с помощью голосующих акций), но минимальной планкой представители Сбербанка называют 30%.

Такие переговоры идут, сказали федеральный чиновник и человек, знающий это от другого федерального чиновника. По словам одного, Сбербанк – фаворит, но не единственный претендент на «Яндекс».

Сбербанк может стать крупным акционером поисковика, знает от менеджеров «Яндекса» руководитель другой медиакомпании; в детали переговоров он не посвящен.

Предправления Сбербанка Герман Греф и его первый заместитель Лев Хасис опровергли переговоры о получении Сбербанком пакета, дающего значительное влияние на «Яндекс». Волож обсуждать это отказался.

По распространенной в интернет-компаниях схеме у «Яндекса» два вида акций – типа A, которые дают их владельцам один голос на собрании акционеров, и типа B, дающие по 10 голосов. Волож – крупнейший акционер компании: до начала этого года он владел 10,35% капитала «Яндекса» и контролировал 49,2% голосов. По итогам II квартала доля Воложа в капитале снизилась до 9,8%, сообщила компания, а как изменилась его доля голосов, компания раскроет лишь в годовом отчете. Всего три акционера «Яндекса» контролируют более 5% голосов или капитала: помимо Воложа это один из старейших сотрудников поисковика – Владимир Иванов (3,83% капитала, 6,23% голосов) и американская WMC (5,12% капитала, 2,46% голосов). Если Сбербанк получит акции Воложа или право голосовать по ним, то будет контролировать «Яндекс».

Сбербанк давно является акционером поисковика, но скорее формальным – в 2009 г., перед IPO «Яндекса» в Нью-Йорке, банк приобрел за 1 евро «золотую акцию». Она дает банку право накладывать вето на продажу более 25% акций «Яндекса». Это была страховка от перехода интернет-компании под контроль иностранцев, объясняли источники «Ведомостей».

С тех пор партнерство «Яндекса» и Сбербанка развивалось: в 2012 г. они создали первое совместное предприятие – банк купил 75% акций платежной системы «Яндекс.Деньги». Два года спустя Греф вошел в совет директоров «Яндекса». Год назад банк и поисковик запустили на основе «Яндекс.Маркета» интернет-магазин «Беру», Сбербанк обязался инвестировать в него 30 млрд руб. Греф назвал этот проект «российским Amazon» и стратегической инвестицией для банка. Магазин должен начать работу осенью.

В последнее время над «Яндексом» сгустились тучи, идеи о контроле госструктур над компанией высказывали и силовики (которые не до конца понимают структуру владения через разные типы акций), и чиновники администрации президента (некоторым не хватает контроля над сервисами «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен»), рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Разговоры усилились после претензий правообладателей в связи с пиратским контентом.

Были совещания на высшем уровне по поводу «Яндекса», причина – большая медиаактивность и невозможность контролировать систему, говорит человек, знающий об этом от еще одного чиновника. «Процесс [укрощения «Яндекса»] есть», – резюмирует он.

Летом телеканалы «Газпром-медиа» подали иски к «Яндексу», требуя убрать нелегальные копии четырех сериалов. Суд принял беспрецедентное решение блокировать поисковую выдачу по их названиям. «Яндекс» предпочел убрать из видеосервиса все копии этих сериалов, разбирательства продолжаются, они грозят вечной блокировкой «Яндекс.Видео». «Яндекс», «Газпром-медиа» и другие правообладатели и интернет-компании обсуждают меморандум о добровольном удалении пиратского контента из поиска.

В этой ситуации Сбербанк считает себя «белым рыцарем», спасающим «Яндекс» от прямого госконтроля, рассказывает знакомый менеджеров банка. У Сбербанка много свободных средств и инвестиция в «Яндекс» выгодна для банка, продолжает он.

Госконтроль даже через Сбербанк негативно отразится на компании, это разрушит экосистему «Яндекса», многие сотрудники не захотят работать даже при косвенном контроле государства, опасается один из собеседников «Ведомостей». Разрушить компанию, где главная ценность – команда, очень просто. После этого может начаться отток пользователей, следовательно, рост доли Google, а это может быть воспринято как новая угроза для государства, прогнозирует он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей».

«Яндекс» – крупнейшая по доходам интернет-компания России и ведущий игрок на всем медиарынке: поисковик зарабатывает на рекламе больше всех в стране, включая телехолдинги и радиостанции. В 2017 г. выручка «Яндекса» составила 94,1 млрд руб., на 24% больше, чем годом ранее, чистая прибыль – 15,4 млрд руб. Капитализация на NASDAQ – $11,49 млрд.

А вот называть «Яндекс» популярной площадкой рунета больше нельзя – слишком близок он по аудитории с Google. По данным Mediascope, в крупных городах сервисами отечественной интернет-компании в августе пользовался 41 млн человек (с учетом мобильных устройств) против 42 млн у Google.

Волож – единственный из основателей «Яндекса», кто продолжает операционно управлять компанией. Елена Колмановская ушла с должности главного редактора «Яндекса» в 2012 г., через год умер директор по технологиям и разработке Илья Сегалович.

Удобный способ приобретения акций – допэмиссия, рассуждает управляющий партнер Hogan Lovells в России Оксана Балаян, правда, при этом размываются пакеты других акционеров, что может усложнить процесс.

Выкуп акций у существующих акционеров можно оформить быстро – даже за несколько дней, если не требуется согласие регулятора и при условии быстрого получения корпоративных одобрений самих участников сделки, рассказывает Балаян. Структура акционерного капитала различных компаний не всегда позволяет выкупить пакет акций, дающий контроль, но разделение акций по классам концентрирует голоса, что облегчает задачу, указывает она. Балаян не исключает и смешанный вариант: часть акций можно приобрести на рынке.

Очень важный момент во многих странах – обязательное предложение всем другим акционерам в случае получения определенного количества акций или голосов, рассказывает Балаян. Например, в Голландии, где зарегистрирована головная Yandex N.V., оферта может потребоваться при приобретении более 30% голосов независимо от того, каким способом эти голоса приобретаются, знает юрист.

После появления информации о возможных изменениях в «Яндексе» его акции подешевели на 3,3% на Моcбирже и на 8,6% на NASDAQ.

В подготовке статьи участвовали Елизавета Базанова, Ирина Синицына и Анна Еремина

Просмотров: 296 | Добавил: getfbookpand1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0