Воскресенье, 24.11.2024, 03:52

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2018 » Август » 17 » Секретная АПЛ «Подмосковье» выходит на охоту за «камбалами» США
07:37
Секретная АПЛ «Подмосковье» выходит на охоту за «камбалами» США
Атомная подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» после ремонта и модернизации покинула акваторию северодвинского завода «Звездочка» и вышла на ходовые испытания. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба предприятия, которое входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». «В морских условиях экипаж корабля и сдаточная команда „Звездочки" выполнят цикл проверок всех систем и механизмов атомной подводной лодки и отработают плановые задачи, подтверждающие проектные характеристики субмарины», — заявили на предприятии.

Таким образом, АПЛ специального назначения «Подмосковье» вышла в море впервые после 16-летнего перерыва, связанного с переоборудованием из стратегического ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в носитель сверхмалых подводных лодок — атомных глубоководных станций (АГС) и необитаемыми подводных аппаратов. По сути, новый корабль создан по заказу сверхсекретного Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России.

Переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году. Работы неоднократно приостанавливались — то из-за пересмотра техзадания, то по причине недостатка финансирования. О деталях нового проекта по причине чрезвычайной секретности известно очень мало. А именно: что из корпуса прежней АПЛ был вырезан ракетный отсек. Его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок, носителем которых стало «Подмосковье». Здесь же расположены комфортабельный отсек для гидронавтов и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки несколько возросла.

В настоящее время в составе ВМФ находится единственный атомоход специального назначения - подлодка «Оренбург», в 1996—2002 годах также переоборудованная из ракетоносца проекта 667БДР.

Обратим внимание, что решение о переоборудовании двух ракетоносцев в носители подводных аппаратов было принято в 90-е годы, когда после распада СССР флотская составляющая нашей ядерной триады опасно уменьшилась, расходы на оборону были урезаны, а строительства новых морских носителей баллистических ракет даже не предвиделось. Тем не менее, военно-политическое руководство страны распорядилось поставить два атомохода стратегического назначения к «заводской стенке» и вообще снять с них ракетное вооружение. Чем был вызван такой шаг?

Понятно, что главное оружие «Оренбурга» и «Подмосковья» теперь не ракеты. Тем не менее, очень многозначительный факт: более десятка офицеров 29-й отдельной бригады подлодок Северного флота, которая выполняет задачи в интересах ГУГИ и к которой теперь приписаны обе субмарины спецназначния, носят звания Героев Российской Федерации. Для справки: вплоть до 1986 года сверхмалые АГС или «малыши», носителем которых отныне станет и «Подмосковье», вообще не числились в составе ВМФ, а входили в состав подразделения Генштаба, связанного с ГРУ.

Особо подчеркнем, что любые новости, касающиеся ГУГИ, на Западе давно рассматривают только что не под микроскопом. Скажем, даже упоминание океанографического исследовательского судна «Янтарь» проекта 22010 (шифр «Крюйс») в СМИ вызывает бурную реакцию тех, кого принято называть нашими потенциальными противниками. Именно потому, что и это судно подчиняется тому самому таинственному ГУГИ.

В начале октября в иностранной прессе активно обсуждалась «неизвестная и подозрительная деятельность» «Янтаря» в районах, через которые проложены международные подводные кабели связи в восточной части Средиземного моря недалеко от сирийского побережья. В частности, за рубежом немеденно обратили внимание, что российское судно «зависало» в точках, где проложены турецкий подводный кабель связи Turtcyos-2, соединяющий турецкую провинцию Хатай с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. Там же — международный подводный кабель связи IMEWE, соединяющий Европу, Ближний Восток и Индию.

Американское издание The Daily Beast заметило, что появление судна ГУГИ в этом районе странным образом совпало с усилением нестабильности интернет-трафика в некоторых странах. Что, по мнению издания, могло быть вызвано работой находившихся на «Янтаре» глубоководных аппаратов типа «Русь» и «Консул».

Но вернемся к АГС атомоходов специального назначения. БС-64, предположительно, призвана взаимодействовать с АГС проектов «Кашалот», «Палтус» и «Лошарик». А точнее — является носителем (лодкой-маткой) того или иного «малыша».

Принцип их совместной работы таков. Носитель скрытно доставляет мини-подлодку (АГС), которая имеет малую скорость хода, в нужный район. После чего отсоединяет ее для автономной работы. Помимо носимой глубоководной станции, на «Подмосковье», судя по открытым данным, будет находиться и автономный необитаемый аппарат «Клавесин-1Р».

Наиболее известной в СМИ АГС является пр. 10831 АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой несколько соединенных друг с другом титановых сфер. По некоторым данным, станция не несет на борту никакого вооружения, но способна погружаться на глубину до шести километров и считается самой бесшумной и неуязвимой ПЛ российского флота. Оснащена различным оборудованием для глубоководных работ. В частности, использовалась для сбора геологических образцов на шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине 2,5−3 километров.

Но какие задачи выполняют такие лодки на сверхглубинах, с которыми не могут справиться исследовательские суда с гражданскими аппаратами на борту? Даже знаменитые научно-исследовательские глубоководные аппараты «Мир», приписанные к Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН?

Отметим, что бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко, год назад заявлял, что основная задача атомных глубоководных станций — борьба с натовскими «закладками» на российских подводных кабелях — линиях связи. «АГС также могут подключаться к подводным кабелям, лежа на дне довольно продолжительное время. И содействовать в обеспечении скрытности боевого патрулирования АПЛ Северного флота — так сказать, „воздействуя" на гидроакустическую противолодочную систему США SOSUS. Что касается других задач, то действительно эти лодки неоднократно проводили операции в море по подъёму секретного оборудования с потерпевшей крушение авиации, а также спутников», — говорил Кравченко.

В дальнейшем ВМФ планирует также получить еще одну АПЛ спецназначения — К-139 «Белгород» проекта 949А. О ее достройке по специальному проекту было объявлено в начале 2012 года.

После испытаний БС-64 «Подмосковье» в составе флота заменит лодку «Оренбург» отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Официально атомоходы специального назначения нужны для исследований глубин и проведения работ по ремонту глубоководной инфраструктуры. Все остальное — из области догадок и предположений, учитывая объяснимую секретность темы вокруг ГУГИ, АГС и их носителей. Из открытых данных известно, что АГС «Лошарик» принимала участие в экспедиции «Арктика-2012», где помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с двух дизель-электрических ледоколов на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

Также можно предположить, что одно из предназначений атомохода и его АГС — подъем с глубины интересных артефактов, а также — проверка своих и чужих линий связи.

У США есть подобные аналоги?

— В настоящее время, видимо, нет. Американцы работают по-другому. У них есть глубоководные аппараты, с помощью которых они еще в 60-е годы искали возле побережья Испании потерянные ядерные бомбы с разбившегося В-52. Но у них носителями таких аппаратов выступают надводные исследовательские суда. Соответственно, возможности американских глубоководных станций, по сравнению с российскими АГС, ограничены. В этом смысле российская техника не имеет аналогов.

Судно «Янтарь» тоже имеет на борту глубоководные станции. Насколько корректны суждения американцев о возможных задачах, которые «Янтарь» якобы выполнял в восточном Средиземноморье?

— Сложно сказать. Оптико-волоконные кабели действительно прокладывают по дну, поскольку большой объем информации через спутники все-таки не передать…

Возможно, действительно порвался сирийский кабель, и наши специалисты его исправляли. Кроме того, вполне можно допустить, что «Янтарь», как бы парадоксально это ни звучало, мог выполнять геологоразведочные работы. Известно, что еще в 2013 году Дамаск подписал соглашение с компанией «Союзнефтегаз» о развитии шельфового бурения в территориальных водах Сирии. В частности, одной из точек, где планировались соответствующие работы по изысканию, назывался район возле Тартуса — недалеко от места, где проходит турецкий кабель.

Учитывая обстановку в регионе, гражданские суда туда сейчас вряд ли пойдут, да и сирийцам платить особо нечем. А так можно было совместить, так сказать, боевую подготовку с приятными для нашего союзника вещами.

Наконец, можно допустить, что какой-то интересный объект в том районе упал в море — либо российский, либо иностранный. И надо было его оперативно поднять.

Военный историк Александр Широкорад считает, что американцы хорошо секретят специализированные подводные лодки с носителями АГС, формально относя их к исследовательским. По крайней мере, так было раньше.

— Это подтверждает история засекреченной американской глубоководной подлодки NR-1 времен «холодной войны». В 2013 году ВМС США выставили на обозрение в музее подводного флота в Гротоне ее останки — она выведена из состава флота в 2008-ом и утилизирована.

Как писали американские СМИ, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая Конгрессом. Однако адмирал Хайман Риковер, в 1949—1982 годах руководивший агентством NR по разработке и применению военных атомоходов, добился, чтобы подлодке NR-1 не был присвоен номер из общего корабельного списка. Он также сумел избавить подлодку от надзора, который в США, как правило, устанавливается за кораблями различными управлениями и бюро. В общем, субмарина служила на флоте как исследовательское судно, хотя и участвовала в боевых операциях. Например, в Средиземном море, за что командир NR-1 (1970−1973) Тоби Уорсон, получил медаль.

— Кроме того, у меня не получилось найти фотографий подводной лодки «Хэлибат» после демонтажа ракетной системы Regulus I и переоборудования ее в ударную подводную лодку класса SSN в 1965 году, — продолжает Александр Широкорад. — Дело в том, что после таких работ субмарина получила мощнейший компьютер, подруливающее устройство для улучшения маневренности, отсек для входа-выхода диверсантов в подводном положении. Известно, что субмарина принимала участие в операции по прослушке подводных линий связи ВМФ СССР «Ivy Bells». А также — в операции «Project Azorian» 1974 года. То есть, в операции по подъему фрагментов затонувшей в Тихом океане советской дизельной подводной лодки К-129.

В ходе «Ivy Bells», созданный по заказу ЦРУ в 70-х года аппарат для автоматического съема и записи информации с подводной кабельной линии связи СССР, получивший название «кокон», был установлен на нашем кабеле связи в Охотском море, проложенным от Камчатки до Владивостока.

Вообще, с помощью атомоходов-маток и носимым АГС можно решать большой спектр задач. Борьба с натовскими «закладками» («камбалами») и минами с помощью манипуляторов на АГС, обнаружение подводных лодок США и Великобритании — это только малая часть боевых возможностей субмарин спецназначения.

Видимо, и в настоящее время постановка «закладок» в интересах разведок также осуществляется сторонами. Но преимущество наших гидронавтов в том, что после того, как их в заданный район скрытно доставляет лодка-матка, они отсоединяются и способны вести автономное плавание до нескольких недель. В том числе — в нейтральных или чужих территориальных водах.

Такая работа позволяет обнаруживать ПЛАРБ противника, например, на таком уязвимом направлении как Арктика. А одна АГС способна с большой производительностью обследовать обширный район океана, решая именно военные задачи.

Не исключена и работа по подъему золота с затонувших кораблей. За давностью лет принадлежность многих судов довольна спорная, более того — сопряжена с определённым риском, учитывая количество охотников за драгоценностями.
Просмотров: 496 | Добавил: getfbookpand1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0