Соглашение России и Турции о строительстве нового газопровода не только сводит к нулю роль Украины как страны-транзитера газа, это - если следовать шахматной терминологии - "вилка", поставленная Евросоюзу и США, когда неизбежно чем-то придется жертвовать. Евросоюз оказывается расколот на несколько лагерей и получает новую головную боль для решения вопроса поставок, но вместе с тем, в выигрыше и не остаются США, планировавшие нажиться на газовом кризисе - ведь именно Турция ставит крест на транзите американского СПГ в Европу через Босфор и Дарданеллы.
Стремление отказаться от Украины в качестве транзитера газа для европейских потребителей привело Россию в жаркие энергетические объятия Турции. После ряда неудачных попыток добиться взаимности от Евросоюза, было принято не просто политическое решение о закрытии проекта "Южный поток" - президент России Владимир Путин по итогам переговоров с главой Турции Тайипом Эрдоганом заявил о строительстве второго газопровода в Турцию, мощностью 63 млрд кубометров – ровно такого же, который должен был зайти в Европу через ворота Болгарии. Помимо этого, "Голубой поток", по которому Турция уже получает 16 млрд кубометров российского газа в год, будет расширен еще на 3 млрд кубометров. Даже для такого быстрорастущего рынка, как турецкий, анонсированные объемы газа избыточны, поэтому 50 млрд кубометров будут закачаны в хаб, расположенный на границе с Грецией, откуда топливо должно пойти по трубам ЕС. Но ни хаба, ни труб, ни даже самого проекта еще нет, а Россия уже отказалась в его пользу от трубопровода, за который билась не один год. Решительность России вызывает вопросы, а за горячей поддержкой Турции эксперты усматривают огромную личную выгоду: если договоренности президентов будут реализованы, страна станет крупнейшим игроком на мировом рынке энергоресурсов, и уже Эрдоган будет диктовать правила игры замерзающей Европе.
"Мы готовы не только расширить "Голубой поток", о котором уже говорили, но и построить ещё одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если будет признано целесообразным – создать на турецкой территории дополнительный газовый хаб для потребителей в Южной Европе", - это заявление Владимира Путина, сделанное на совместной с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом пресс-конференции, стало самой громкой сенсацией последней недели. "Южный поток", стоимостью 16 млрд евро, из которых приблизительно 4 млрд евро уже успела инвестировать Россия, был в работе с 2007 г. С момента подписания первого рамочного меморандума между "Газпромом" и итальянским нефтегазовым концерном "Eni" до начала строительства первого объекта КС "Казачья" в Краснодарском крае (газ из нее должен был поступать на КС "Русскую") прошло шесть лет. В 2014 г., когда работы по расширению отдельных участков внутри России подходили к концу, стало понятно, что планы по строительству до конца 2014 г. морской части, которая относится к болгарскому участку, не сбудутся. В июне премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски после встречи с американскими конгрессменами заявил о приостановке работ "до устранения замечаний Еврокомиссии", замечания формально касались условий Третьего энергопакета, по которому половина трубы должна была пустовать в ожидании несуществующих независимых поставщиков. На деле ЕС прибег к очередному инструменту давления на Россию.
"Если Европа не хочет его реализовывать, ну, значит, тогда он не будет реализован", - сказал Путин по итогам переговоров с турецким коллегой, на этом история "Южного потока" завершилась. Молчавшие до сих пор участники проекта внезапно в один голос заявили, что газопровод всем им очень нужен. Болгария, Сербия, Венгрия просят Россию вернуть трубу, а Еврокомиссию – компенсировать убытки. Но пока ни того, ни другого не предвидится.
На прокладку "Южного потока" через территорию исключительной экономической зоны Турции руководство страны выдало разрешение еще в 2011 г. Тогда, по словам Путина, Турция не "имела прямой выгоды". Бескорыстное решение трехлетней давности с лихвой компенсирует "дублер" "Голубого потока", который теперь намерена проложить Россия. Укрепление партнерских отношений двух стран происходит на фоне их конфликта с США и ЕС. С Россией США ведет санкционную политическую войну, а Турции не дают войти в Евросоюз.
"У Турции в последнее время очень серьезно осложнились отношения с США, потому что Вашингтон сделал ставку на поддержку другого суннитского проекта – саудовского контура. Поэтому Турции необходима поддержка. Тем более, она сейчас начинает играть самостоятельную роль на Ближнем Востоке: конвой в направлении Палестинской автономии, позиция по Курдистану – все это слабо согласуется с внешней политикой Вашингтона. Кроме того, в отличие от саудовских суннитов, Турция пытается выстроить нормальные экономические отношения с Ираном, который принадлежит к шиитскому направлению. Турция активно пытается усилить свое влияние и на европейском направлении, она очень сложный переговорщик, плюс ко всему она имеет опыт внешнего давления", - рассказал директор Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.
Такой фактор, как разлад в отношениях с Вашингтоном, подкрепляется желанием страны нарастить свою энергетическую мощь. И подписание соглашения с Россией – второй реальный шаг к этой цели. Год назад Турция подписала соглашение о строительстве Трансантлантического газопровода для транспортировки газа с Ближнего Востока в Западную Европу, теперь в руки к Турции попадает российский газ, а экономическая дружба с Ираном поможет Эрдогану договориться с другим крупнейшим поставщиком.
"Есть два разных игрока – компания "Газпром" и Россия в целом, для которых строительство газопровода через Турцию имеет разное значение. Для "Газпрома" это достаточно выгодная идея, потому что платить за строительство трубопровода из Турции на Запад – в Грецию и Италию – ему не придется, инфраструктура будет строиться за счет потребителей. Если смотреть на Россию в целом, то непонятно, какие будут условия поставок в хаб. Я думаю, что Турция будет стараться покупать российский газ самостоятельно и выступать своего рода газовой биржей. Она создаст большой газовый хаб, где на входе будет российский, иранский и азербайджанский, а в будущем еще и туркменский газ. Все это будет физически приходить на территорию Турции и оттуда раздаваться в Европу. Этот газ будет обезличен, Турция станет гарантом поставок, и Европа может перестать работать с Россией напрямую. Поэтому я не уверен, что это мудрый вариант для страны по сравнению с "Южным потоком". Газопровод через Болгарию был довольно разорительным вариантом для "Газпрома", к тому же он слишком очевидно ставил Европу в зависимость от России и не приближал ее к цели диверсификации маршрутов поставок газа. Новый проект сэкономит деньги "Газпрома", но в перспективе увеличивает роль Турции, как оптового рынка газа. Сейчас такую роль играет биржа Великобритании, хабы в Голландии и Бельгии", - рассказал старший аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.
По схеме строительства, Россия дотянет трубопровод до Турции, та, в свою очередь, подготовит трубопроводную инфраструктуру (которая, к слову, развита, и не требует больших вложений) внутри страны и хаб, который будет расположен на территории Турции, граничащей с Грецией. И уже из Греции европейские потребители "Газпрома", среди которых Италия (третий по величине рынок сбыта), Австрия, Греция, Словакия, Австрия, Венгрия, будут самостоятельно обеспечивать транзит газа. Глава "Газпрома" Алексей Миллер назвал это "сменой стратегии" в отношении европейского рынка.
"… В принципе, решение об остановке "Южного потока" - это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю. Но, вы знаете, насильно мил не будешь. Если покупатель не хочет, чтобы ему товар доставлялся на дом, ну, тогда, по-видимому, надо одеться и идти в магазины, а зимой одеться еще и потеплее. Ну, можно взять с собой пакет, конечно, можно и третий энергетический: самое главное, чтобы он не оказался пустым. Ну, в нашем случае, магазин, конечно же, - это пункт сдачи (газа), это торговая площадка", - рассказал он журналистам.
Однако эксперты опасаются, что такой подход может привести к повторению сценария "Южного потока": Европа может отказаться строить инфраструктуру для последующей передачи газа, блокировав, тем самым, весь проект. Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин отмечает, что увеличение поставок в Турцию в объеме от 3 до 14 млрд кубометров – это разумно и соответствует потребностям внутреннего рынка страны. Но экспорт через Турцию исключительно российского газа - рискованный проект.
"Если мы попытаемся вновь поставить этот газ через Турцию на рынок южной Европы, то мы столкнемся ровно с тем же набором проблем, что и в Болгарии. Россия пытается сейчас начать очередной проект, который имеет высокие шансы стать либо неокупаемым, либо вообще не состояться. Посмотрите, "Газпром" говорит примерно следующее: мы доводим до Греции 50 млрд кубометров, а дальше делайте с ними, что хотите. Что за безумная логика? Мы закопаем десяток миллиардов евро минимум, а Евросоюз скажет, что не будет ничего строить. И что с этим делать? На мой взгляд, проект был анонсирован из политических побуждений, но пока экономической основы под ним нет", - рассказал Пикин.
А это еще один аргумент в пользу того, что реальный план предполагает не просто транзит российского газа, а проект по становлению нового транзитера, через которого в Европу пойдут самые крупные объемы газа. Вместе с тем, роль Украины как транзитной страны сводится к нулю.
Что на данном этапе получает Россия? Своим заявлением Москва показала, что намерена искать альтернативные маршруты поставок, серьезно укрепляет переговорные позиции РФ в преддверии отопительного периода. При этом, часть экспертов не исключают, что совместный с Турцией проект – попытка повлиять на политические переговорные процессы со странами ЕС. Отметим, что если не испугать, то, как минимум, серьезно озадачить Еврокомиссию президентам удалось: глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Федерика Могерини, комиссар ЕС по европейской политике и добрососедства Йоханнес Хан и еврокомиссар по гуманитарной помощи и управлению кризисами Христос Стилианидис вылетели на встречу с президентом и премьером Турции.
Однако если раньше РФ и Турцию сталкивали лбами, как основных поставщиков энергоносителей, то теперь переговоры придется вести совместно с двумя странами, говорят эксперты.
Союзничество Турции и Украины заставят ЕС вернуться к диалогу о "Южном потоке", комиссары могут даже поступиться условиями Третьего энергопакета, не исключают эксперты.
Технико-экономическое обоснование строительства морской части газопровода через Турцию будет готово в феврале, учитывая, что пересмотр первой волны санкций против России состоится в марте, проект ТЭО может быть придержан до выяснения международной позиции. Теоретически, до этого момента Еврокомиссия способна сделать предложения обеим сторонам, но они должны быть настолько привлекательными, чтобы Турция, давно испытывающая интерес к интеграционным процессам в рамках Таможенного союза, отказалась от энергетического и экономического рычагов давления, а Россия – лишние годы терпела бы украинского транзитера.
"Анонсированная труба выглядит, как "страшилка" для Евросоюза, как политическая игра. На руку России может сыграть тот фактор, что страны, которые напрямую и косвенно понесли убытки от закрытия проекта, будут обращаться за компенсациями в ЕС, пытаться давить на него. Одно дело, когда участники строительства пытались продавить проект, и совсем другое – финансовую помощь. Возможно, это как-то изменит ситуацию, потому что Европа в ближайшее время расти высокими темпами явно не будет",- говорит Сергей Пикин.
Строительство "Южного потока" должно было завершиться за несколько лет. Труба для Турции вдвое короче, поэтому, ее можно проложить за год, считают специалисты отрасли.
Вкупе со строительством инфраструктуры западными странами, проект может быть реализован для всей Европы до 2020 г., а роль основного транзитера Украина потеряет уже до конца 2016 г., говорят они. В Грецию, Австрию, Венгрию и Словакию газ может уже в будущем отопительном сезоне пойдет через "Северный поток", сразу после строительства газ направят в Турцию и по существующей перемычке в Грецию, по украинской трубе до строительства труб топливо будет получать только Италия.
Отметим, что украинская труба уже не является единственной возможностью поставлять газ с месторождений, ориентированный на Европу. Ранее было подписано соглашение о строительстве Западного маршрута для поставок топлива в Китай на базе трубопровода "Алтай". В отличие от Восточного маршрута, он предполагает использование месторождений, которые заточены под ЕС, газ с которых сейчас идет через контур Украины. Поэтому "Газпром" имеет техническую возможность пустить европейский газ в Китай.
На Украине, которая потерпела крах в попытке отказаться от российского угля, переживают из-за того, что новый партнер России не даст доплыть до несуществующего пока терминала американским СПГ-танкерам – ведь "Нафтогаз" все еще мечтает закупать сжиженный газ в США. Единственный морской путь на Украину пролегает через морские проливы Босфора и Дарданеллы, в которые Турция может не пустить американские корабли.
"Есть объективные проблемы с Босфором и Дарданеллами – поток уже очень большой, и Турции ничего не нужно придумывать, чтобы отказать США. Стоимость СПГ из США для Украины будет убийственной. На фоне низких цен на энергоносители, стоимость экспорта может подняться в разы, плюс необходимо построить на Украине регазификационный терминал, что требует серьезных усилий и вложений. А перспектива "сланцевой революции" в США при низких ценах весьма туманна, так как рентабельность большинства проектов держится на уровне $85 за баррель. Турция уже заявляла, что есть определенные риски с прохождением проливов, и они будут только повышаться. Поэтому морской маршрут - не самое хорошее решение. В целом же, с учетом экономической ситуации на Украине, покупать топливо на внешних контурах в несколько раз дороже, чем в России, это только политический шаг, способствующий обвалу экономики. На скидки Украина может не рассчитывать. Польша поддерживала Украину, но поставлять уголь бесплатно или по заниженной цене она отказалась. Американские компании тоже не будут работать себе в убыток", - оценивает перспективы Дмитрий Абзалов.
Другой вариант – перекачка газа через терминалы соседних стран и его реверс, существует возможность для расширения терминала в Польше для последующей транспортировки газа. Но и здесь у Украины возникнут проблемы: во-первых, изношенная газотранспортная система Украины, которая нуждается в модернизации (одна из причин, по которой "Газпром" отказывается от транзита), а во-вторых, отсутствие связанной ГТС внутри Европы. И развивать ее специально для поставок газа Киеву никто не станет.
"Газпром" же не хочет связываться ни с Киевом, который до сих пор не может расплатиться за газ, ни с Евросоюзом – договариваться с Грецией будет Турция. Да, рисков, связанных с политикой нового ближневосточного друга, не учитывать нельзя. Но пока можно констатировать, что ход Путина и Эрдогана, если пользоваться шахматной терминологией, своего рода геополитическая "вилка" одновременно для Евросоюза и США, когда им выйти из этой ситуации без потерь не удастся.
|